Закон Республики Дагестан от 15 ноября 2011 г. N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан»

Закон Республики Дагестан от 15 ноября 2011 г. N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан»

Закон Республики Дагестан от 15 ноября 2011 г. N 71
«О социальном партнерстве в Республике Дагестан»

Принят Народным Собранием Республики Дагестан 1 ноября 2011 года

Настоящий Закон в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации определяет механизм формирования и деятельности органов социального партнерства в Республике Дагестан.

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей и их объединения, работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Дагестан, независимо от форм собственности, а также на территориальные и первичные профсоюзные организации, их объединения, органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее — органы местного самоуправления).

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

1) равноправие сторон;

2) полномочность представителей сторон;

3) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) уважение и учет интересов сторон;

6) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

9) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

10) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 4. Формы социального партнерства

Социальное партнерство в Республике Дагестан осуществляется в формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 5. Вопросы социального партнерства

Социальное партнерство в Республике Дагестан направлено на решение следующих основных вопросов:

1) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

2) разрешение конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений путем коллективных переговоров и консультаций;

3) совершенствование законодательства в сфере труда в установленном порядке;

4) разработка и заключение коллективных договоров, соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 6. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство в Республике Дагестан осуществляется на:

1) республиканском уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Республике Дагестан;

2) республиканском отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях) на уровне Республики Дагестан;

3) итерриториальном# уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

4) территориальном отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях) в муниципальном образовании;

5) локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда в организации.

Статья 7. Содействие развитию социального партнерства

Для содействия развитию социального партнерства в Республике Дагестан Правительство Республики Дагестан определяет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан.

Статья 8. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением в Республике Дагестан на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон создаются комиссии из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями:

1) Трехсторонняя комиссия Республики Дагестан по регулированию социально-трудовых отношений — на республиканском уровне;

2) республиканские отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — на уровне отрасли (отраслей) экономики Республики Дагестан;

3) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — на уровне муниципальных образований;

4) территориальные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — на уровне отрасли (отраслей) экономики муниципального образования;

5) комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и их заключения — на локальном уровне.

2. Основными задачами комиссий являются:

1) осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, принятых на соответствующих уровнях социального партнерства;

2) ведение коллективных переговоров, подготовка проектов коллективных договоров и соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений;

3) рассмотрение по инициативе сторон соответствующих комиссий вопросов, возникающих в ходе выполнения заключенных коллективных договоров, соглашений;

4) изучение и распространение опыта развития социального партнерства;

5) согласование позиций сторон при разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан в сфере труда, программ социально-экономического развития Республики Дагестан, муниципальных образований.

3. Комиссии имеют право:

1) разрабатывать и вносить в соответствующие органы государственной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления в установленном порядке предложения о принятии законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, а также муниципальных правовых актов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений;

2) получать от органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления в установленном порядке информацию о социально-экономическом положении в Республике Дагестан, муниципальных образованиях, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, организации контроля за выполнением соглашений;

3) участвовать в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан, органов местного самоуправления, программ социально-экономического развития Республики Дагестан, муниципальных образований соответственно в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Дагестан, соглашениями;

4) осуществлять взаимодействие с Трехсторонней комиссией Республики Дагестан по регулированию социально-трудовых отношений, иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров по подготовке и заключению территориальных соглашений, а также реализации указанных соглашений;

5) запрашивать у органов местного самоуправления, работодателей, организаций профсоюзов информацию о заключенных коллективных договорах, соглашениях и о социально-экономическом положении в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории муниципальных образований;

6) осуществлять контроль за выполнением решений комиссий.

Статья 9. Трехсторонняя комиссия Республики Дагестан по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений в Республике Дагестан, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта республиканского соглашения между Правительством Республики Дагестан, объединениями организаций профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей (далее — республиканское соглашение) и его заключения, а также организации контроля за его выполнением создается Трехсторонняя комиссия Республики Дагестан по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законодательством Республики Дагестан.

ГАРАНТ:

О Трехсторонней комиссии Республики Дагестан по регулированию социально-трудовых отношений см. Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2006 г. N 87

Статья 10. Республиканские отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Республиканские отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — республиканские отраслевые комиссии) формируются из представителей республиканских организаций профсоюзов или межрегиональных объединений организаций профсоюзов, осуществляющих деятельность на территории Республики Дагестан, республиканских отраслевых объединений работодателей и органов исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющих координацию деятельности соответствующей отрасли, которые являются соответствующими сторонами республиканских отраслевых комиссий.

2. Координаторы республиканских отраслевых комиссий назначаются органами исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

3. Координаторы сторон, представляющие республиканские организации профсоюзов и республиканские отраслевые объединения работодателей, избираются указанными сторонами.

4. Координаторы сторон, представляющие соответствующие органы исполнительной власти Республики Дагестан, назначаются решениями этих органов.

5. Координаторы каждой из сторон республиканских отраслевых комиссий вправе вносить координаторам республиканских отраслевых комиссий предложения о проведении внеочередных заседаний республиканских отраслевых комиссий.

6. Права и обязанности членов республиканских отраслевых комиссий определяются регламентами республиканских отраслевых комиссий.

7. Организационное и техническое обеспечение деятельности республиканских отраслевых комиссий осуществляется в порядке, установленном органами исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

Статья 11. Территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — территориальные комиссии) формируются координационными советами организаций профсоюзов муниципальных образований, территориальными объединениями работодателей, действующими на территории соответствующих муниципальных образований, администрациями муниципальных образований, которые являются соответствующими сторонами территориальных комиссий.

2. Порядок формирования и деятельности, а также количество членов территориальных трехсторонних комиссий определяются положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

Статья 12. Территориальные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Территориальные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются территориальными организациями профсоюзов, действующими на территориях соответствующих муниципальных образований, территориальными объединениями работодателей, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, осуществляющими координацию деятельности соответствующих отраслей, которые являются соответствующими сторонами территориальных отраслевых комиссий.

2. Порядок формирования и деятельности, а также количество членов территориальных отраслевых комиссий определяются положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

Статья 13. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на локальном уровне

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и их заключения на локальном уровне образуются комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статья 14. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

1. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, программ социально-экономического развития Республики Дагестан и муниципальных образований, других актов органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан, муниципальными нормативными правовыми актами, соглашениями.

2. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан и муниципальных нормативных правовых актов в сфере труда направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и принятия по ним решений.

3. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по направленным им проектам законодательных актов, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, муниципальных нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Статья 15. Коллективный договор

1. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

2. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора, сроки разработки и заключения коллективного договора, его содержание, структура и действие, а также контроль за его выполнением осуществляются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.

3. Внесение изменений и дополнений в коллективный договор осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации или коллективным договором.

Статья 16. Виды соглашений

1. В зависимости от уровня регулируемых социально-трудовых отношений на территории Республики Дагестан могут заключаться соглашения:

1) республиканские;

2) республиканские отраслевые (межотраслевые);

3) территориальные;

4) территориально-отраслевые (межотраслевые);

5) иные соглашения.

2. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними или трехсторонними и заключаться на любом уровне социального партнерства.

3. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в Народное Собрание Республики Дагестан и представительные органы местного самоуправления и при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, являющихся сторонами соглашений.

Размеры средств бюджетного финансирования по обязательствам органа исполнительной власти Республики Дагестан или органа местного самоуправления предусматриваются в соответствующих бюджетах.

4. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссиями соответствующих уровней социального партнерства.

Статья 17. Республиканское соглашение

1. Республиканское соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, действующие на территории Республики Дагестан.

2. Республиканское соглашение является трехсторонним и заключается между Правительством Республики Дагестан, объединениями организаций профсоюзов Республики Дагестан и республиканскими объединениями работодателей на срок, определенный сторонами указанного соглашения, но не более трех лет.

Статья 18. Республиканское отраслевое (межотраслевое) соглашение

1. Республиканское отраслевое (межотраслевое) соглашение разрабатывается и заключается между соответствующей республиканской организацией профсоюза, отраслевым объединением работодателей при участии соответствующего органа исполнительной власти Республики Дагестан.

2. Республиканское отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) экономики Республики Дагестан.

Статья 19. Территориальное соглашение

1. Территориальное соглашение заключается между Координационным советом организаций профсоюзов муниципального образования, территориальным объединением работодателей и органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 20. Территориально-отраслевое соглашение

1. Территориально-отраслевое соглашение заключается между соответствующим территориально-отраслевым объединением организаций профсоюза, территориальным объединением работодателей и органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. Территориально-отраслевое соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отраслей экономики на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 21. Содержание и структура соглашения

1. Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

2. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

1) оплата труда;

2) условия и охрана труда;

3) режимы труда и отдыха;

4) развитие социального партнерства;

5) иные вопросы, определенные сторонами.

Статья 22. Действие соглашения и порядок его опубликования

1. Действие соглашения в отношении работников и работодателей определяется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами или со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.

Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

2. Порядок опубликования соглашения определяется сторонами.

3. В случаях, когда на работников распространяется действие нескольких соглашений, действуют условия, наиболее благоприятные для работников.

4. Внесение изменений и дополнений в соглашение осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Статья 23. Уведомительная регистрация коллективного договора, соглашения

1. Подписанный сторонами коллективный договор и подписанное соглашение в семидневный срок направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) в орган по труду для уведомительной регистрации.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в коллективный договор, соглашение.

2. Порядок проведения уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения в Республике Дагестан устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по содействию развитию социального партнерства.

3. Вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Статья 24. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Стороны социального партнерства, их представители, уполномоченный орган по труду, его территориальные подразделения в муниципальных образованиях Республики Дагестан осуществляют контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также в соответствующие органы по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Статья 25. Права и обязанности сторон социального партнерства

1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективных договоров, соглашений в Республике Дагестан вправе выступать любая сторона социального партнерства.

2. Сторона коллективного договора, соглашения, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением начать переговоры по заключению коллективного договора, соглашения, обязана начать переговоры не позднее семи дней.

3. Работодатели, их объединения обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, республиканскими организациями профсоюзов, их объединениями по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, республиканские организации профсоюзов, их объединения выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

4. Стороны социального партнерства вправе получать полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения коллективных договоров, соглашений, контроля за ходом их выполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Республиканские организации профсоюзов и их объединения, республиканские объединения работодателей вправе обращаться в установленном порядке в органы законодательной и исполнительной власти Республики Дагестан с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

6. Каждая из сторон коллективных договоров, соглашений вправе инициировать взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

7. Республиканские организации профсоюзов, их объединения, республиканские объединения работодателей имеют право в установленном порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации.

8. Стороны коллективных договоров, соглашений обязаны выполнять обязательства по вопросам, включенным в соглашения и коллективные договоры, в установленные сроки.

9. Республиканские организации профсоюзов, их объединения, республиканские объединения работодателей и органы исполнительной власти Республики Дагестан принимают участие в досудебном регулировании коллективных трудовых споров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Гарантии, компенсации участникам коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений

1. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров, соглашений, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

2. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг специалистов, экспертов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

3. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период ведения переговоров не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Статья 27. Ответственность сторон социального партнерства

Стороны социального партнерства, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, предусмотренные коллективным договором, соглашением, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Дагестан

М. Магомедов

гор. Махачкала,

15 ноября 2011 года,

N 71

Похожие новости

Состоялось очередное заседание Трехсторонней Комиссии РД по регулированию социально-трудовых отношений.

В пятницу 13 июля состоялось заседание Трехсторонней комиссии РД по регулированию социально-трудовых отношений. Первой была заслушана информация Председателя ДР СОП А. Магомедова «О выполнении Регионального Соглашения о минимальной зарплате...

Подробнее