Социальное партнерство в действии.

Социальное партнерство в действии.

19 июня 2015г. в зале заседаний Правительства РД состоялось заседание Трехсторонней комиссии РД по регулированию социально-трудовых отношений, где был рассмотрен плановый  вопрос: «О ходе реализации пункта 5.4 раздела 5 Республиканского соглашения между Правительством РД, Объединениями  организаций профсоюзов РД и объединениями  работодателей на 2014-2016 годы о содействии сторон социального партнерства в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений организаций профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонни комиссий по регулированию социально-трудовых отношений»

Республиканское трехстороннее соглашение на 2014-2016 годы, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых  отношений, предусматривает в разделе 5 совместные обязательства сторон в части развития социального партнерства. При этом пунктом 5.4 предполагается содействие сторон по трем направлениям: в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, в создании территориальных объединений профсоюзов и территориальных объединений работодателей и, наконец, в образовании и деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в городах и районах республики.

Изучение имеющейся практики по первому направлению показывает, что, несмотря на прилагаемые усилия профсоюзов и их социальных партнеров по увеличению числа профорганизаций, мотивации профчленства проблема сохраняет свою остроту и актуальность. В республике, как и по всей стране, сохраняется тенденция сокращения их численности. В 2012 году в РД функционировало 3704 первичных профорганизаций, в 2013году- 3650,в 2014г.- 3644. Показатель создания профорганизаций в общем количестве работающих организаций значительно уступает другим регионам РФ.

Основная причина такого положения связана со сменой формы собственности на производстве, дроблением предприятий, где ранее имелись профорганизации, на мелкие частные производства. Сокращение объемов и видов промышленности, распад многих рабочих коллективов привело к упразднению республиканских отраслевых организаций профсоюзов, являвшихся основой профдвижения.

Понятно, что стремление социальных партнеров (органов государственной власти и объединений работодателей) оказать поддержку профсоюзам в этих условиях не всегда оправдывалось. Однако они в состоянии содействовать устранению причин субъективного характера, связанного с явным или завуалированным воспрепятствуем созданию профсоюза, или проявлением личной нейтральной позиции целым рядом руководителей в органах власти. Так, за последние годы в соответствии с протоколами встреч руководителей Объединения профсоюзов с руководителями Республики в государственные и хозяйствующие структуры направлялись соответствующие распоряжения и рекомендации Администрации Правительства РД по данной проблеме. Аналогичное содействие профобъединению было оказано по итогам встречи с мэром г. Махачкалы, в результате чего в столице было восстановлена деятельность около 40 профорганизаций. Серьезной поддержкой функционирования и деятельности профсоюзов стали Постановление Госсовета РД от 7 апреля 2005 г.№25 « О мерах по дальнейшему взаимодействию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов Республики Дагестан», Указ Президента РД от20 января 2012г. №7 с аналогичным названием, Перечень Поручений ВРИО Президента Республики Дагестан Абдулатипова Р.Г., данных по итогам встречи с руководителями Объединения организаций профсоюзов РД 2 апреля 2013 г.

Тем не менее продолжают иметь место факты , когда руководители не демонстрируют ответственный подход к роли профсоюза в трудовом процессе, не руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Российского и Республиканского законов о профессиональных союзах, Закона РД « О социальном партнерстве в Республике Дагестан» и названными выше рекомендациями руководства Республики, уклоняются от выражения личной позиции при решении вопроса о создании профорганизации. К сожалению немало случаев с их стороны явного или завуалированного противодействия этому процессу.

В настоящее время не созданы профсоюзные организации в  Комитете по ветеринарии, в Верховном и Арбитражном Судах, Управлении Федерального Казначейства по РД, Управлении юстиции РФ по РД, ООО «Даггаз», Дагестанской Таможне, Россельхозбанке. Как известно, многие из них представляют государственно-правительственные структуры, на которых распространяется действующее в Республике трехстороннее Соглашение на 2014-2016 г.г.

Профсоюзная организация не имеется и в Прокуратуре РД, несмотря на тесное её сотрудничество с Профобъединением согласно заключенному между ними Соглашению.

Второе направление социального партнерства п.5.4 Республиканского трехстороннего Соглашения связано с содействием Глав Администраций МО, а также объединений работодателей по созданию как первичных организаций, так и объединений профсоюзов, а также объединений работодателей в городах и районах РД.

Выше отмечалось результативное сотрудничество профсоюзов с Администрацией городского округа по созданию профорганизаций на предприятиях и учреждениях г. Махачкалы. Такое же содействие со стороны Глав Администраций имело место по г. Хасавюрту (было создано 7 организаций). Однако большинство МО не отозвались на обращения и просьбы руководителей профсоюзов. В результате по состоянию на начало 2015г. безуспешными оказались их попытки создать профсоюз на крупных хозяйствах АПК («Кизлярагрокомплекс», Махачкалинские гормолзавод, винзавод, Хлебозавод №2,ОАО «Денеб» и др.,), на предприятиях авотранспорта (Избербашский, Кизилюртовский. Хунзахский АТП, Махачкалинское ПАТП-2), рыбной отрасли (МУП « Сулак-рыба», Терский, Приморский, Дагестанский рыбоводные заводы, Рыбокомбинат «Главный Сулак»), в строительной отрасли (ОАО «Дагнеруд», ЖБК-2, Мостоотряд, завод листового стекла), в энергетике (ООО «Дагестанэнерго ТЭЦ, «Каспий- СГЭМ»). Процесс воссоздания профорганизаций трудно продвигается в системе ЖКХ, где из ранее имеющихся 84 профорганизаций реально действуют всего 17. В реальной поддержке Глав МО нуждается Реском профсоюза работников культуры, испытывающий сложности по воссозданию районных организаций из-за реорганизации в этой сфере.

На муниципальном уровне развитие социального партнерства тормозится из-за отсутствия третьей стороны — объединений работодателей. Хорошо зарекомендовавшее себя сотрудничество профсоюзов (в лице Координационных советов организаций профсоюзов) с Администрациями МО и заключаемые между ними Соглашения носят по этой причине двусторонний характер и касаются практически работников бюджетной сферы, по отношению которых работодателем выступает орган исполнительной власти.

Такая ситуация требует инициативы и принятия мер по созданию на местах своих ячеек Республиканскими объединениями работодателей. Помощь в этом деле со стороны руководителей МО также соответствовало бы принципам социального партнерства. Профсоюзная сторона также имеет возможность содействовать созданию на всех уровнях объединений работодателей в организационном и методическом плане, об этом не раз заявляла и в свое время представляла в Республиканскую трехстороннюю комиссию свои разработки.

Изучение третьего направления социального партнерства, предусматриваемого п.5.4 Соглашения, а именно, содействия соцпартнеров в образовании территориальных комиссий по регулированию социально- трудовых отношений, показывает, что такие комиссии (правда, двусторонние, по вышеупомянутой причине) созданы во всех городах и районах Республики, за исключением Агульского района и Бежтинского участка Цунтинского района. В МО заключаются сроком на три года Соглашения между Координационными советами организаций профсоюзов и Главами Администраций МО. Положительный опыт работы таких комиссий наработан в Дербентском, Магарамкентском, Казбековском, Сулейман- Стальском районах, в городах Избербаш, Дагестанские Огни и ряде других МО.

В то же время многие комиссии функционируют слабо, их заседания нерегулярны, итоги Соглашений не подводятся.

Похожие новости