Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Российским законодательством профсоюзам предоставлены значительные права в области контроля за состоянием охраны труда работников.
Речь, в первую очередь, идет о правах, предоставленных профсоюзам ст. 20 «Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды» ФЗ от 12.01.96 г. № 10-ФЗ (в редакции от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности». Положение ст. 20 изложено в ст. 370 ТК РФ. Профсоюзы не просто осуществляют указанный контроль. Согласно ст. 370 ТК РФ они контролируют соблюдение, как работодателями, так и работниками трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе и охраны труда.
О каких правовых актах идет речь?
Прежде всего, ст. 37 Конституции РФ и ФЗ от 17 июня
1999 г
. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» (с изм.).
Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе Х «Охрана труда» ТК РФ, но так же в его главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет» и т.д.
Строго говоря, охрана труда охватывает все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерыва для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д.
Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников устанавливаются государственными нормативными требованиями к охране труда. Разрабатываемые нормативные правовые требования охраны труда подлежат направлению на рассмотрение и согласование в соответствующие профсоюзные органы.
Профсоюзный контроль за соблюдением действующих в организации правовых актов, а так же законных прав и интересов работников в области охраны гигиены труда, окружающей среды осуществляют специализированные профсоюзные органы.
Эти органы действуют в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм независимо от сферы их хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
К указанным органам относятся:
- Техническая инспекция труда ФНПР и соответствующие инспекции отраслевых профсоюзов и территориальных профсоюзных объединений. Они независимы и самостоятельны. Они взаимодействуют с профсоюзным и другим общественным активом, общественными уполномоченными по охране труда.
- Уполномоченный профсоюзный комитет по охране труда, учрежденный Постановлением Исполкома ФНПР от 30 мая 1996 года № 3-8.
Уполномоченный избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании на срок полномочий выборного органа.
Уполномоченный располагает широкими правами:
— контролировать соблюдение законодательства и иных нормативных актов по охране труда и окружающей среды;
— проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, результатами расследования несчастных случаев;
— принимать участие в работе комиссии по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;
— предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
— выдавать руководителям представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды и др.
- Большая работа ведется комиссиями по охране труда, создаваемыми на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 года № 64.
- В соответствии ст. 51 ТК РФ профком осуществляет контроль за выполнением работодателем мероприятий по обеспечению безопасности условий труда, предусмотренных разделом «Охрана труда» коллективного договора.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель, в частности, обязан обеспечить:
— представление органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
— беспрепятственный допуск представителей органов общественного контроля для проверок условий и охраны труда в организации, расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.