Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
VIII (внеочередного) съезда
Федерации Независимых Профсоюзов России
(принято 29 октября 2013 года)
О ходе выполнения решений VII съезда Федерации Независимых
Профсоюзов России и задачах ФНПР на период до 2016 года
В период после VII съезда Федерация Независимых Профсоюзов России действовала в сложных условиях, определенных нестабильной макроэкономической ситуацией и глобальным наступлением капитала на права трудящихся.
Действия ФНПР были направлены на внедрение принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда, достижение социальной справедливости в сфере распределения результатов экономической деятельности, формирование структурно развитой, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей нужды страны и ее граждан.
На основе принятой VII съездом ФНПР Программы «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны» профсоюзы разработали предложения по системе стандартов достойного труда в Российской Федерации, которые были представлены на Международной конференции высокого уровня по вопросам достойного труда в Москве 11–12 декабря 2012 года.
Активная позиция ФНПР ставила заслон принятию многих властных решений, способных повлечь ущемление трудовых прав и законных интересов трудящихся России. В частности, удалось не допустить изменения концепции Трудового кодекса Российской Федерации, принятия нормативных правовых актов, снижающих существующий уровень гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, и других изменений, ухудшающих положение наемных работников.
Совершенствуется организационная структура профсоюзов, расширяется практика использования новых форм работы с профсоюзными организациями: введение уполномоченных представителей профсоюзов, создание региональных ассоциаций организаций профсоюзов родственных отраслей; растет роль координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях.
В целом можно отметить правильный вектор социально-экономической политики Российской Федерации. Вместе с тем следует констатировать, что процесс продвижения принципов достойного труда не получил должной поддержки, в том числе со стороны ряда профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов. Учитывая, что в федеративном государстве решения государственной власти формируются и исполняются на всех уровнях управления, недооценивать значение действий профсоюзов на региональном и муниципальном уровнях нельзя.
Положение с установлением регионального минимума заработной платы в субъектах Российской Федерации в целом неудовлетворительное, что тормозит решение задачи установления минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Лишь каждое четвертое территориальное объединение организаций профсоюзов добилось установления минимальной заработной платы на уровне или выше прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Единичные федеральные отраслевые и трехсторонние региональные соглашения содержат обязательства об установлении минимальной тарифной ставки на уровне не ниже минимального размера оплаты труда. В ряде регионов заброшена или ведется формально работа по ликвидации, а также предупреждению образования задолженности по выплате заработной платы.
С 2012 года, вопреки позиции ФНПР, на региональный уровень переданы полномочия по реализации активной политики в области содействия занятости населения; коллегиальными органами ФНПР своевременно были приняты рекомендации по действиям членских организаций ФНПР в связи с этим. Однако многие территориальные объединения организаций профсоюзов не только не участвовали в разработке программы действий на рынке труда в конкретном субъекте Российской Федерации, но и не владеют информацией о наличии в регионе такой программы, ее содержании и достаточности предусмотренного финансирования. Не все территориальные объединения организаций профсоюзов должным образом задействованы в формировании квот в субъекте Российской Федерации на привлечение иностранной рабочей силы. Территориальные объединения организаций профсоюзов практически не участвуют в работе по обеспечению стабильного развития монопрофильных населенных пунктов в Российской Федерации, с опозданием реагируют на развитие в них процессов, влекущих закрытие градообразующих предприятий без предоставления высвобождаемым работникам альтернативных рабочих мест.
Соглашения и коллективные договоры часто не являются эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений. Несмотря на регулярные актуальные рекомендации Исполкома ФНПР по содержанию правовых актов социального партнерства и совершенствованию технологии ведения переговоров, соглашения и коллективные договоры нередко представляют собой сжатый конспект Трудового кодекса Российской Федерации.
Нарастает тенденция неисполнения членскими организациями ФНПР, их структурами решений коллегиальных органов ФНПР. Продолжается снижение профсоюзного членства, ослабление профсоюзов, снижается эффективность деятельности территориальных объединений организаций профсоюзов. Не решаются наболевшие кадровые вопросы, вопросы укрупнения профсоюзов, численность которых не дает им возможности эффективно защищать интересы своих членов. Так, малочисленность технической инспекции труда не позволяет профсоюзным органам полноценно исполнять функции по защите членов профсоюзов в части охраны труда и здоровья.
Между тем задачи предстоящего периода (в том числе законодательное запрещение в Российской Федерации «заемного труда», восстановление защиты профсоюзных активистов, устранение дисбалансов в сфере оплаты труда и доходов населения) требуют целенаправленных, скоординированных и солидарных действий профсоюзов, организаций профсоюзов и их объединений.
На основании изложенного VIII (внеочередной) съезд постановляет:
Федерации Независимых Профсоюзов России, ее членским организациям:
активизировать работу по выполнению решений VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России; обеспечить выполнение резолюций VII съезда ФНПР и продолжить работу по реализации Программы ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны»;
добиваться закрепления в коллективных договорах, отраслевых и региональных, территориальных и Генеральном соглашениях конкретных, недекларативных обязательств, базирующихся на стандартах достойного труда, разработанных в системе ФНПР;
обратить особое внимание на укрепление организационного единства профсоюзов, увеличение профсоюзного членства, реализацию продуманной структурной политики, осуществление мер по дальнейшему кадровому укреплению профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов, усилению исполнительской дисциплины, персональной ответственности руководителей членских организаций ФНПР в вопросах уставной деятельности в целях выполнения решений коллегиальных органов ФНПР.