Методические рекомендации по подготовке раздела «Условия и охрана труда» коллективного договора и включения в него вопроса аттестации рабочих мест по условиям труда.

Методические рекомендации по подготовке раздела «Условия и охрана труда» коллективного договора и включения в него вопроса аттестации рабочих мест по условиям труда.

      

1.Общие положения

1.1.Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи руководителям организаций, работодателям _ индивидуальным предпринимателям, первичным профсоюзным организациям и иным представителям работников по включению в коллективный договор предложений по вопросам охраны труда, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, сохранение жизни и здоровья работников, защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

1.2.Обязательства сторон по вопросам охраны труда, как правило, отражаются в специальном разделе «Условия и охрана труда» коллективного договора и в приложениях к нему.

В отдельных случаях могут быть другие наименования данного раздела, а также отдельные мероприятия могут быть включены в другие разделы или выделены в самостоятельные разделы, такие как обязательства по охране труда женщин, молодежи, компенсации и др.

1.3.Сбор предложений к проекту раздела «Условия и охрана труда>> коллективного договора может осуществлять созданный в организации или у работодателя — индивидуального предпринимателя комитет (комиссия) по охране труда организации (Ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 29 мая 2006 года № 413).

2. Структура раздела «Условия и охрана труда» коллективного договора

В раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора рекомендуется включать следующие подразделы:

1.Обязательства работодателя.

2.Обязательства работников.

3.Обязательства профсоюзного комитета.

 

3. Содержание подразделов

НАПРИМЕР:

1.1.Стороны признают приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в соответствии с действующим законодательством по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиенического благополучия.

1.2.Условия трудового договора должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В трудовом договоре указываются полученные на основании аттестации рабочих Мест по условиям труда достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

1.3. Обязательства работодателя:

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (Статьи 22, 163, 212 Трудового кодекса Российской  Федерации). В этой связи в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора в общем случае могут быть включены следующие обязанности работодателя:

1.3.1.Создать в организации службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда (довести численность службы охраны труда до нормативных требований).

В организациях, с численностью работающих менее 50 человек, решение о создании службы охраны труда или специалиста по охране труда принимается руководителем организации (работодателем). При отсутствии в таких организациях службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять работодатель (лично), другой уполномоченный работодателем работник, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда и привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. (Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации; «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организации», утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001г. №10, «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденные постановлением Минтруда России от 08.02.2000г. №14)

1.3.2..Разработать и внедрить систему управления охраной труда (ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»).

1.3.3.Разработать и реализовать План мероприятий по улучшению условий и охраны труда или Соглашение по охране труда (Приложение № 1).

Целью разработки планов улучшения условий и охраны труда или Соглашений по охране труда в организациях является обеспечение конституционного права работников на здоровые и безопасные условия труда, предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Достижение указанной цели обеспечивается проведением анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, в том числе в разрезе отдельных ее структурных подразделений (цехов, участков, производств, служб и т.п.) и осуществлением разработки и реализации организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических и других мероприятий.

В зависимости от объема предстоящих работ и материальных затрат, обеспеченности соответствующей проектной, конструкторской и технологической документацией планы разрабатываются как на год (текущие), так и на более длительный период (перспективные).

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разработка плана улучшения условий и охраны труда в организации осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестующей комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

Законодательной, нормативной и информационной базой, учитываемой при разработке соответствующих планов улучшения условий и охраны труда организации, являются:

законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда Российской Федерации и Тюменской области (законы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, санитарные нормы и правила и т.п.);

имеющиеся в организации акты формы Н-1, мероприятия по устранению причин происшедших несчастных случаев на производстве, статистические формы №7 — травматизм, №1-Т (условия труда);

данные аттестации рабочих мест по условиям труда; санитарный паспорт объекта;

результаты экспертиз условий труда, проверок, предписаний органов надзора и контроля, службы охраны труда организации;

данные производственного контроля за соблюдением санитарных правил и за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов;

материалы работы комиссии по наблюдению за зданиями и сооружениями; материалы по проведению оценки профессионального риска здоровью работников с учетом конкретных производственных факторов;

материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций, работников.

При оформлении плана улучшения условий и охраны труда разделом или приложением коллективного договора обсуждение и утверждение его осуществляется в порядке, установленном для коллективных договоров.

При оформлении плана улучшения условий и охраны труда локальным нормативным актом его утверждение осуществляется руководителем организации после обсуждения на совместном заседании администрации и комитета профсоюза организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

1.3.4. Выделить на мероприятия по улучшению условий и охраны труда

— ___  рублей в целом по организации (указывается сумма на весь срок

действия коллективного договора и (или) конкретно на каждый год, мероприятия и суммы могут ежегодно корректироваться).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Данной нормой НК РФ введено понятие «нормальные условия труда и меры по технике безопасности, предусмотренные законодательством». Нормальные условия труда — это условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации к нормальным условиям труда, в частности, относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае установления отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями иных, повышенных, норм финансирования охраны труда, применяются нормы этих соглашений.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действующим законодательством, в том числе и НК РФ, не предусмотрена предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет размер финансирования подобных мероприятий и утверждает его распорядительным документом (приказом или распоряжением).

Таким образом, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, выделяемые работодателем в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации, включаются в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в сумме фактически произведенных затрат, при соблюдении требований ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и обусловлены целями получения доходов.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут также частично финансироваться за счет сумм страховых взносов (до 20 процентов) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (финансирование предупредительных мер). Условия частичного финансирования предупредительных мер ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Правила финансирования и перечень предупредительных мер, которые могут частично финансироваться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежегодно утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

1.3.5.Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с Перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда в структурных подразделениях, (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение № 2).

1.3.6.По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить следующие гарантии и компенсации, дающие работникам право на:

— сокращенный рабочий день за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. ст. 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/п-22 22 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;, Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР Президиум ВЦСПС от 21 ноября. 1975г. № 273/П-20). (Приложение № 3);

—   дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда {ст.117 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/п-22 22 (в редакции Постановления Минтруда СССР от 29 мая 1991 года № 11) «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день; Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975г. № 273/П-20. Наряду с указанным Списком могут применяться и иные нормативные акты бывшего СССР, которые устанавливали продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда). (Приложение № 4);

—    доплату к тарифной ставке (окладу) за работу с вредными и опасными условиями труда (ст.ст.135, 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 387-22/78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»; Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н«Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,) (Приложение № 6).

Трудовым кодексом Российской федерации разграничиваются понятия оплаты труда (раздел VI Трудового кодекса Российской Федерации) и гарантий и компенсаций (раздел VII Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Обращаем внимание на следующее: законодательство бывшего СССР — Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 октября 1986 года № 387/22-78, устанавливающее верхний предел доплаты рабочим за условия труда и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, может применяться в части, не противоречащей действующему российскому законодательству, и не ограничивает право работников на получение компенсаций, предусмотренных ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений. На сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской Федерации не определен. Вместе с тем, существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. Данные перечни применяются организациями-работодателями с учетом результатов проводимой аттестации рабочих мест. Результаты аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, класс условий труда и т.п.) устанавливаются в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н, и служат основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда.

— обеспечение молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием (ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых пцддуктов»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (Приложение № 7).

Обращаем внимание на то, что наименование должностей (профессий) работников, которым положены гарантии и компенсации, указанные в штатном расписании и трудовом договоре, должны соответствовать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

— досрочный выход на пенсию за работу во вредных и опасных условиях труда (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 17Э-ФЗ от 17 декабря 2001 года; «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; Постановление Правительства РФ от 01.03.1992 N 130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет», Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 (ред. от 30.12.2005) «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» и Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 999 «О внесении дополнений в список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (Приложение № 5);

другие компенсации в соответствии с действующим законодательством, а также повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда исходя из финансово-экономического положения работодателя (ст.ст. 164, 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российкой Федерации, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

При этом с учетом положений ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации размеры компенсационных выплат работникам организаций небюджетного сектора устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Работодатель, определяя конкретные размеры компенсационных выплат за работу с вредными (опасными) условиями труда, не ограничен их верхним пределом.

Поэтому для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах должны быть установлены:

—    компенсации, предусмотренные ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

—    оплата труда в повышенном размере с учетом положений ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.3.7.По результатам аттестации рабочих мест разработать мероприятия, направленные на создание безопасных условий труда, снижающих производственные риски.

1.3.8.Обеспечить работников горячих цехов и участков газированной подсоленной водой. (Приобретение и монтаж автоматов для приготовления газированной воды, чая и других тонизирующих напитков осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» с дополнениями Постановление Госстроя РФ от 14 мая 2001 года № 48).

1.3.9.Проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны груда в сроки, установленные нормативными правовыми актами по охране труда. Не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж и обучение по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, (cm.cm.212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации; «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения; Примерные учебные планы и Примерная программа обучения по охране труда работников организаций, утвержденные 17 мая 2004 года первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации.).

1.3.10.Проводить за счет собственных средств (в соответствии с Перечнем работ, профессий и должностей, работа в которых требует проведение обязательных медицинских осмотров работников при их поступлении на работу и в период трудовой деятельности) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам. Не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров- (ст.ст-212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы s соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

1.3.11.Приобретать и выдавать за счет собственных средств (в соответствии с Перечнем профессий работников, получающих бесплатно специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты и Перечнем профессий работников, получающих бесплатно смывающие и обезвреживающие средства) сертифицированную спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами, а также организовать проведение стирки, химчистки и ремонта средств индивидуальной защиты, для чего создать обменный фонд или выдавать дежурную спецодежду на время ее стирки, химчистки и ремонта. (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2009 N 14742); «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», утвержденные Постановлениями Минтруда России; «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики», утвержденные приказам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 297; «Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи», утверждены Постановлением Минтруда России от 4 июля 2003 года № 45) (Приложение № 9 и Приложение № 10).

Приобретать и выдавать за счет собственных средств работникам спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, (ст.ст. 212 и 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

         1.3.12.Обеспечить обязательное социальное страхование работников от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

1.3.13.Оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи и оказания медицинской помощи, (ст.ст.212, 223 Трудового кодекса Российской Федерации; СНиП 2.0&04-87 «Административные и бытовые здания» с дополнениями Постановление Госстроя РФ от 14 мая 2001 года № 48).

1.3.14. В целях обеспечения требований охраны труда и проведения профилактической работы создать кабинет охраны труда или уголок охраны труда. (Постановление Минтруда России от 17.01.2001 года № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

1.3.15.Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты.

1.3.16. Организовать контроль за состоянием условий и охраны труда в подразделениях организации и выполнением Плана мероприятий (соглашения) по охране труда:

—      обеспечивать, совместно с Профсоюзным комитетом (иным представителем работников) проведение производственного и Общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих мостах организации и структурных подразделений, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— рассматривать на совместных заседаниях с Профсоюзным комитетом (уполномоченными Профсоюзного комитета), совместных комитетах (комиссиях) вопросы выполнения соглашения по охране труда, состояния охраны труда в подразделениях и информировать работников о принимаемых мерах в этой области, используя различные средства наглядной агитации. (cm.cm.212, 218, 370, 377 Трудового кодекса Российской Федерации; статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058-01» (вместе с «Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиче с (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (в редакции от 13 декабря 2008 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) «О промышленной безопасности опасных производственных обьектов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 года №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;                                    Приказ Госгортехнадзора Российской Федерации от 26.04.2000 года № 49 «Об утверждении методических рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2006 года № 413 «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»).

В этих целях Работодатель создает или укрепляет службу охраны труда в организации, (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации; Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»; «Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда в организациях», утвержденные Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 года № 10).

создает на паритетной основе из представителей Работодателя и работников или их представительного органа комитет (комиссию) по охране труда, (ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации)

Профсоюзным комитетом (иным представителем работников) избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. («Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», утвержденные Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30; «Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденное Постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.2006 года № 4-3).

Уполномоченных лиц по охране труда освобождать от основной

работы на ___  часов в неделю для выполнения возложенных на них общественных обязанностей с сохранением среднего заработка по основному месту работы.

За работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда установить:

—  дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве дней;

—   премию (месячную или квартальную) в размере            должностных окладов.

         1.3.17Проводить смотр-конкурс по охране труда среди структурных подразделений.

1.3.18.Своевременно проводить расследование и учет несчастных случаев в соответствии с «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73.

 

         1.4.Обязательства работника:

1.4.1.Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, Правилами внутреннего трудового распорядка, правилами и инструкциями по охране труда и другими локальными нормативными актами организации.

  1.4.2.Правильно применять выданные им специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

   1.4.3.Проходить обучение по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

1.4.4.Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

            1.4.5.Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

           1.5. Работники имеют право отказаться от выполнения работ в случае возникновения непосредственной угрозы для их жизни и здоровья, либо от выполнения работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

 

  1.6. Обязательства Профсоюзного комитета:

1.6.1.Оказывать содействие Работодателю в организации работы по охране труда.

          1.6.2.Организовать и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, мероприятий по охране труда коллективного договора, Плана улучшения условий и охраны труда (соглашения по охране труда) уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, членами комитета (комиссии) по охране труда от профсоюза.

          1.6.3.Рассматривать на совместных с Работодателем заседаниях вопросы выполнения Плана мероприятий (соглашения) по охране труда, состояния охраны труда в подразделениях и информировать работников о принимаемых мерах в этой области.

         1.6.4.В целях защиты прав и интересов работников:

—   принимать участие в подготовке локальных документов организации Ш области охраны труда (программы, планы мероприятий, соглашения) улучшения условий и охраны труда, документы о дополнительных (сверх установленных законодательством) компенсациях за работу в тяжелых и вредных условиях труда и др.);

—     организовать Пост общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

—     осуществлять защиту прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, представлять их интересы в государственных органах надзора и контроля, судебных органах и в комиссии по трудовым спорам организации по вопросам нарушений законодательства об охране труда, возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве, а также невыполнения коллективного и трудового договоров.

1.6.5.Проводить обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюза.

1.6.6.Проводить совместно с Проводить обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов Работодателем смотры-конкурсы среди уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.

 ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ С ПРИЛОЖЕНИЯМИ

Похожие новости

Роструду предложили контролировать исполнение соглашений предприятий с профсоюзами

Статус договоренностей между профсоюзами и работодателями хотят повысить, а также ввести контроль за их исполнением. Такие нормы содержатся в законопроекте, внесенном в Госдуму, сообщил на пресс-подходе в Госдуме 15...

Подробнее

Какие самые травмоопасные отрасли промышленности в нашей стране? В каких регионах России больше всего гибнет людей на производстве?📍Подробности — в инфографике «Солидарности».

Подробнее