Доклад Председателя ДР СОП Магомедова А.А. на Заседании Совета ДР СОП 24 апреля 2018 г.

Доклад Председателя ДР СОП Магомедова А.А. на Заседании Совета ДР СОП 24 апреля 2018 г.

 

О задачах профсоюзов РД в свете повышений в 2018 г. МРОТ и о предварительных итогах выполнения Регионального соглашения от 5.10.2017г. о минимальной зарплате  в Республике Дагестан

 

                                   Уважаемые участники Совета!

Первый квартал 2018 года вместил в себя важные события, главным из которого стало избрание В. В. Путина Президентом РФ. Позиция ФНПР, обратившейся к нему с предложением баллотироваться в Президенты, нашла поддержку в членских организациях, в том числе и ДР СОП. Итоги голосования по выборам Президента России в нашей республике и в целом по стране показали фактически безальтернативность кандидатуры В.В. Путина.

Однако это не означало и тогда, перед 18 марта, и не означает сейчас, что население и профсоюзы согласны с уровнем жизни, с коррупцией в эшелонах власти, с другими негативами, вызывающих недовольство людей. Необходимость решения этих проблем ФНПР сформулировала в своих наказах, врученных В. Путину.

Сегодня на заседании Совета пойдет, в основном, разговор об одном направлении улучшения жизни работников, — повышении МРОТ. В последние месяцы в этом деле мы существенно продвинулись вперед, находя понимание Президента РФ. С 1 января МРОТ вырос сразу на 22% с 7800 руб. до 9489 руб.

Первоначальное намерение Правительства РФ увеличить к 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда до 11163 руб. т. е. до уровня прожиточного минимума за II квартал 2017 года, было по указанию Президента РФ сдвинуто на май 2018 г.

Долгая борьба и требование профсоюзов за доведение МРОТ до уровня ПМ, таким образом, находит свою реализацию именно 1 мая, в День солидарности трудящихся. Допускаем, что оно приурочено к 1- майской акции профсоюзов с тем, чтобы стабилизировать настроение общества, уменьшить недовольство работников и сгладить высказываемые профсоюзами требования. Тем не менее- уравнение МРОТ с ПМ – победа профсоюзов, в т. ч. и тех, кто сидит в этом зале. Но для нас эта победа промежуточная. Это начало новой борьбы – борьбы за то, чтобы МРОТ равняли не с ПМ, а потребительскому бюджету! Пока МРОТ и прожиточный минимум с сомнительной методикой их расчета- является порогом выживания, что на собственном эксперименте доказал наш коллега из Архангельской области, попытавшийся прожить на МРОТ и вынужденный перейти только на хлеб и воду к концу месяца.

В условиях нынешнего состояния экономики страны трудно определить срок достижения этой цели, поставленной ФНПР. Задача профсоюзов РД активно способствовать ее осуществлению совместно с профсоюзами других регионов и страны. Говоря о задачах в области МРОТ ДР СОП вынужден учитывать бытующее в нашей среде мнение о том, что МРОТ, якобы, дело федерального центра и ФНПР, а не регионов и организаций на местах. Действительно, его размер устанавливается по всей стране Законом РФ.

Проблема финансового обеспечения МРОТ в государственных учреждениях – это также обязанность Правительства РФ и субъектов РФ.

По большому счету государственные и надзорные органы должны и контролировать и соблюдение МРОТ во всех организациях, независимо от формы собственности.

В то же время ситуация с осуществлением повышения минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 г., и что ожидается с 1 мая т.г. в негосударственных организациях – не является по существу головной болью властей, которые знают, что за это должен отвечать работодатель – хозяйственник. Надзорные органы республики также не в состоянии в силу эпизодических плановых проверок обеспечить контроль в этом вопросе.

Это означает, что профсоюзам есть чем заняться именно в контроле введения и соблюдения повышения размера минимальной зарплаты. На запрос ДР СОП Минфин РД подтвердило, что сумма в 948 млн. руб., предусмотренная изменениями в бюджете РД 2018г., достаточна для повышения с 1 мая МРОТ. Для повышения МРОТ на начало 2018 г. ушло 1,2 млрд. руб. Именно профсоюзные организации и их комитеты однозначно знают об осуществлении или неосуществлении повышения минимального размера оплаты труда. Их кровная обязанность добиваться в интересах членов профсоюза и всех работающих выполнения закона и коллективного договора, информировать об этом свои вышестоящие органы.

Так поступили на ОАО «Дагнефтепродукт», где с 1 января 2018 года повысили МРОТ одновременно с учетом будущего повышения МРОТ с 1 мая 2018 года. В итоге уже с начала года на предприятии нет работников, заработная плата которых составляет менее 11163 руб.

Аналогичная информация поступила в ДР СОП от ген. директора Международного аэропорта Махачкала А. Пирмагомедова. Там также сначала МЗРП довели до 9922 руб., а затем подняли до 12673 руб.

По сообщению председателя профкома Дербентского завода «Электросигнал» Чернышевой О.Н., с 1 января минимальная зарплата была повышена на 20% и составила 10500 руб. Сейчас ведется работа по переходу на МРОТ с 1 мая.

Однако, нередки случаи, когда профкомы умалчивают факты неповышения минимальной зарплаты, входят (в кавычках) в положение работодателя, заявляющего, что средств на повышение МРОТ у него нет.

При этом работодатель особо и не рискует: со стороны надзорных органов проверки бывают эпизодически; а сводные отчеты в налоговый орган не отражают грацию расходов на зарплату. Группы работников по уровню получаемой зарплаты могут обобщаться в отчетах органов Дагестанстата, но 1 раз в 4 года. Отсутствие сведений не означает, что все работодатели в РД своевременно осуществляют переход на новый МРОТ.

Изучение ДР СОП судебных решений, протестов органов Прокуратуры в 2017 г. показало, что факты выплаты зарплаты ниже МРОТ имеют место быть, также, как и штрафы на руководителей (до 5 тыс. руб., на юрлица – до 30 тыс. руб.).

На повестке дня в последнее время остро стоит вопрос о необходимости адекватных действий профорганов республики против всяческих хитростей, направленных на сокращение работников или перевода их на полставки якобы, для обеспечения нового МРОТ. Это же касается и выполнения майских указов Президента РФ по зарплате бюджетников. Не спроста на последней Сессии НС РД уже звучало предложение уменьшить стимулирующую часть зарплаты в пользу увеличения базовых окладов.

В итоге работники, ожидавшие повышения в зарплате в результате нового МРОТ, фактически начинают получать денежные вознаграждения за свой труд меньше, чем получал до изменения МРОТ. Не всегда эти меры являются вынужденными, часто они имеют цель перераспределения фонда оплаты труда в интересах отдельных групп, сохранения личной прибыли работодателя. Прямо скажем, работодатели не ощущают в большинстве подобных случаях твердой позиции профорганов.

ДР СОП считает, что республиканские комитеты совместно с первичными организациями профсоюза должны организовать переговорный процесс с каждым работодателем, использовать колдоговор и общие собрания для недопущения необоснованных сокращений и «оптимизации» штатов и ставок.

Еще одно заблуждение в наших рядах заключается в недооценке роли МРОТ в повышении уровня жизни населения. Вся длительная борьба ФНПР и отраслевых профсоюзов за достойный размер минимальной зарплаты нередко сопровождалась разными скептическими утверждениями.

Одно из них, мол, МРОТ касается незначительного числа работников, а на уровень зарплаты основной части работающих изменения МРОТ не влияет.

Заметим, что повышение зарплаты в связи с повышением МРОТ с 1.01.2018 г. коснулось в стране 1.5 млн. чел. (из которых около 900 тыс. чел. заняты в бюджетной сфере), с 1 мая МРОТ коснется уже 3.4 млн. чел. (1.6 млн.- бюджетники). В Республике Дагестан увеличатся доходы приблизительно 265 тыс. чел., доходы которых на 1 мая т. г. будут меньше ПМ.

При этом надо помнить, что это категория малообеспеченных работников. По данным экспертов зарплату меньше 10 тыс. руб. – получают 34.8 % работающих (больше всех в РФ).

Неправильно также думать, что изменения МРОТ вовсе не касаются доходов работников, имеющих зарплату выше МРОТ. От него зависят размер пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам; размер стипендий и минимального пособия по безработице. Уровень МРОТ напрямую влияет на размер страховых отчислений в Пенсионный Фонд, а следовательно, и пенсионных выплат в будущем. Исходя из МРОТ – рассчитываются взносы в Пенсионный и страховые фонды, которые индивидуальный предприниматель (ИП) вносит за себя (справочно: взносы ИП должны увеличится; но готовится законопроект, который позволяет «заморозить» этот показатель на уровне 7500 руб., чтобы ИП не уходил в «тень».)

Все сказанное выше означает, что профсоюзные задачи по обеспечению всеместно закона о МРОТ и сегодня являются актуальными и будут находить свое воплощение в дальнейшей борьбе за невключение в состав МРОТ компенсационных, стимулирующих и иных выплат, которые требуют отдельного разговора.

 

Уважаемые коллеги!

Позвольте перейти ко второй части доклада, которая является неотъемлемой частью темы МРОТ. Как Вам известно, 5 октября 2017 года профсоюзная сторона в Трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений в РД добилась заключения Регионального Соглашения о размере минимальной заработной платы в нашей республике. В соответствии с ним с 1 января 2018 года во внебюджетной сфере РД размер минимальной оплаты труда был установлен на уровне прожиточного минимума за II квартал 2017 г., что составляет 9922 руб.; и это выше действующего в настоящее время федерального МРОТ (9489 руб.)

Правительство РД, объединения работодателей многие годы отклоняли инициативу ДР СОП о заключении подобного Соглашения, ссылаясь на высокую дотационность республики, и финансово -экономическую слабость хозяйствующих субъектов. Установление в соответствии со ст. 133.1. ТК РФ своего регионального размера минимальной оплаты труда в этом смысле безусловно было успехом профсоюзов РД, призванного материально поддержать малооплачиваемые категории работников и являлось шагом вперед в развитии социального партнерства в республике. Предполагалось, что действия Соглашения будет действовать весь 2018год и его итоги будут рассмотрены в I квартале 2019 г.

Однако, в связи с решением Госдумы РФ поднять МРОТ до 11163 руб. уже с 1 мая, срок действия регионального соглашения охватил всего 4 месяца текущего года. Это затрудняет сегодня возможность полноценно изучить и сделать однозначные обобщения о том, каковы результаты дагестанского соглашения о РМЗП.

Но определенный опыт, наработанный за эти 4 месяца, позволяет поделиться с членами Совета некоторыми выводами:

Во-первых, с большой вероятностью можно предположить, что Соглашение реализовано во многих организациях внебюджетной сферы, где функционировали профсоюзы. Выше мы называли некоторые из них в качестве примеров. В некоторых организациях работодатели прибегли при этом к тем же ухищрениям, о чем выше также говорилось. Так председатель профкома завода им. М.Гаджиева Людмила Сайпулаевна Зайцева потребовала и добилась выполнения соглашения. Работодатель поднял МЗРП до 9922 руб., но перевел многих на 0,5 ставки. Понятно, что подобные случаи неединичные.

Заключение Соглашения об установлении РМЗП оказался нелегким, но всего лишь первым шагом, который зависает, если оно не принимается работодателем к исполнению. По имеющейся информации профсоюзных организаций (там, где имеются профсоюзы) и по наблюдениям отдельных организаций, где профсоюз не создан, многие работодатели на принятое в РД решение не отреагировали в порядке, установленном ТК РФ.

И это при том, что Министерство труда и социального развития РД в соответствии с Законом опубликовало в «Дагправде» и официальное извещение всем работодателям внебюджетной сферы об обязательности выполнения Соглашения всеми организациями, не заявивших Министерству об мотивированном отказе присоединиться к Соглашению.

Минтруд, к сожалению, оставил без ответа запрос ДР СОП о том, велся или нет учет таких организаций и в целом, на наш взгляд, недооценил свою важную роль в контроле за реализацией Соглашения.

ДР СОП был вправе ожидать более заинтересованного отношения к контролю по реализации решения о МРЗП и от Управления Гострудинспекции по РД, органов прокуратуры, ФНС по РД, к которым ДР СОП обращался как к социальным партнерам. На имеющихся их сайтах крайне затруднительно также найти не устаревшие сведения хотя бы о том, сколько работников в РД получают зарплату на уровне МРОТ.

Однако намного больше обоснованных претензий мы обязаны предъявить к самим себе, к нашим профсоюзным руководителям. Нами не был обеспечен независимо от правительственной Стороны и Стороны работодателей свой мониторинг по реализации Соглашения в профсоюзных организациях. Отрывочные сведения, которыми ДР СОП располагает по информациям членских организаций, не создают целостную картину.

Судя по пассивности в ходе неоднократных коллегиальных разговоров, обращениях ДР СОП, непредставлению каких-либо сведений и информации о том, как обстоят дела по отрасли и что реском, профкомы сделали по разъяснению и реализации Соглашения, напрашивается одно из двух: или у автодорожников, лесников, строителей, коммунальщиков, АПК, энергетиков, среднего и малого бизнеса к началу года не было работников, получающих заработную плату менее 9922 руб. (если так, — это приветствуется), или наши коллеги предпочли закрыть глаза на проблему и на само Соглашение, кстати подписанного от имени всех профсоюзов.

Уверены, надо свести на нет практику самоустранения членской организации от участия в постановке и реализации общереспубликанских профсоюзных задач, целей и документов, так как такая практика не соответствует нашим Уставам, принципам солидарности и единства действий.

Это в определенной мере относится и к позиции Координационных советов. Вызвало недоумение, что координационных Советов в МО, ранее активно отвечающих на обращения ДР СОП при подготовке заседаний Совета, на этот раз отмолчались. Для некоторых из них непонятным оказался запрос ДР СОП не только о Соглашении РМЗП, но и понятие внебюджетная сфера (Левашинский, Карабудахкентский КС). Задачи, предусмотренные Положением о КС в РД, касаются проблем всего МО, а не одной отрасли, где работает председатель КС.

Следующий вывод, который надо учитывать при установлении в дальнейшем РМЗП, заключается в необходимости принятия социальными партнерами исчерпывающих мер по оповещению об этом работодателей, органов государственной и муниципальной власти, надзорных органов. Публикация извещения Минтруда РД в республиканской газете, размещение соглашения на сайте ДР СОП и в издании «Профсоюзы Дагестана», даже направление соответствующего письма Главам МО – как оказалось, явно не гарантирует осведомленности всех работодателей о введении регионального МЗП. Изучая попутно этот вопрос в феврале т.г. Кизилюртовском районе ДР СОП убедился в том, что этот факт был неизвестен ни одному из опрошенных работодателей, также, как и Заместителю Главы и прочим работникам Администрации района. Руководитель крупного хозяйства «СПК им. А.П. Аскерханова» при этом заявил, что не знал о Соглашении, но выразил готовность довести зарплату скотников хозяйства, получающих зарплату в соответствии с федеральным МРОТ, до требуемой суммы незамедлительно.

Таким образом, неосведомленность работодателей, как нам представляется, становится чуть ли не главным препятствием на пути реализации принятых социальными партнерами решений. Все это означает, что существующий механизм доведения законного решения Трехсторонней комиссии до работодателей негосударственного сектора практически не работает, а еще конкретнее – его просто нет.

На предстоящем заседании Трехсторонней комиссии РД нам необходимо заострить эту проблему, подготовить свои соображения и предложения.

Подводя, насколько это возможно, итоги первого опыта установления в республике своего регионального размера минимальной зарплаты, надо признать, что они не в полной мере соответствовали ожиданиям профсоюзов. Определенная часть внебюджетных организаций, услышавших о Соглашении по РМЗП и имевших возможности повышения минимальной зарплаты до 9922 руб., это сделали и способствовали улучшению положения низкооплачиваемых категорий работников. Другая часть работодателей в силу нехватки финансовых средств, не присоединились к Соглашению (к сожалению не соблюдая порядок заявления мотивированного отказа). Третья часть работодателей, по нашим наблюдениям вовсе оказались не в курсе происходящих событий. И, наконец, весьма значительная, как мы полагаем, часть организаций в сфере строительства, в других сферах и вовсе не следили за изменениями МЗРП, т. к. давно выплачивают зарплату в конвертах.

Выяснить при этом, сколько организаций насчитывается в каждой из этих групп, — в реалиях Дагестана на сегодня оказалось проблематичным. В то же время инициатива профсоюзов Республики, инсценировавших принятие регионального РМЗП, усилия Трехсторонней комиссии имели в республике положительный резонанс. Поддержка малооплачиваемых категорий работников связано не только с их материальным благополучием, но и благополучием жизни дагестанского общества. По данным МВД основная доля преступлений в республике совершаются теми, кто мало обеспечен или не имеет определенного дохода.

ДР СОП надеется на то, что и в дальнейшем в нашей общей работе по защите социально-экономических интересов трудящихся будет немало подобных дел и инициатив.

Данный доклад одобрен Комиссией ДР СОП по защите социально-трудовых и экономических интересов, работающих в РД.

 

 

                                                                                 Спасибо за внимание!

 

 

Похожие новости

Состоялось очередное заседание Трехсторонней Комиссии РД по регулированию социально-трудовых отношений.

В пятницу 13 июля состоялось заседание Трехсторонней комиссии РД по регулированию социально-трудовых отношений. Первой была заслушана информация Председателя ДР СОП А. Магомедова «О выполнении Регионального Соглашения о минимальной зарплате...

Подробнее